Введение
Современный специалист должен обладать широкими профессиональными качествами, то есть владеть конкретными знаниями и конкретными умениями. Он должен быть готов к освоению новых видов деятельности, переходу к более сложной работе в кратчайший срок. Поэтому обучение по дистанционной форме предполагает большой объем самостоятельной работы студентов и является обязательным компонентом образовательного процесса в ГБПОУ РО «ТТТПиТ».
Самостоятельная работа – один из важных методов обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучающихся.
Самостоятельная работа студентов дистанционной формы обучения включает два основных направления:
1. самостоятельное изучение литературных источников по темам дисциплины, их анализ и структурирование материала;
2. выполнение тестов с использованием учебно-методических, справочных материалов и дополнительной литературы.
Цель и задачи дисциплина:
Дать целостное представление:
· о закономерностях формирования потребительских свойств и ассортимента потребительских товаров;
· об управлении ассортиментом и качеством и оценке его уровня;
· о рациональном использовании и хранении товаров.
Задачи дисциплины:
· Изучение состояния и направлений развития производства и потребления потребительских товаров, их значения в удовлетворении конкретных потребностей;
· Формирование у студентов системного подхода и знаний к классификации и кодированию потребительских товаров;
· Анализ факторов, формирующих потребительские свойства товаров на всех этапах движения продукции и оценки качества товаров;
· Развитие у студентов способности принимать эффективные управленческие, коммерческие и другие решения по формированию ассортимента товаров и решению проблем повышения качества работы в торговых предприятиях.
Место дисциплины в системе подготовки специалиста
Дисциплина «Теоретиче6ские основы товароведения» является общепрофессиональной дисциплиной в подготовке продавцов непродовольственных товаров.
Учебный материал дисциплины обеспечивает формирование у студентов знаний и навыков, необходимых специалистам для обеспечения товародвижения и осуществления профессиональной коммерческой деятельности в рыночных условиях.
Знание товароведных характеристик товаров, умение проводить сравнительную оценку качества и потребительной ценности обеспечивают специалистам возможность успешно решать оперативные задачи процесса купли – продажи товаров, вести грамотный диалог с производителями продукции по формированию и обеспечению надлежащего качества и номенклатуры товарной продукции.
Товароведение конкретных групп товаров необходимо для ведения маркетинговой деятельности торговых работников и эффективного управления товарными системами, а так же при осуществлении учетных, плановых, финансовых и других видов деятельности.
При изучении дисциплины широко используются сведения из химии, физики, биологии, маркетинга, основ менеджмента, организации коммерческой деятельности и других дисциплин, определяющих специальность коммерсанта.
Перечень знаний, практических умений, приобретаемых студентами при изучении дисциплины.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
· Прогрессивные способы и технологии производства потребительских товаров;
· Возможные виды опасных воздействий товара на человека и имущество и критериях безопасности;
· Основные проблемы развития сырьевой базы и отраслей по производству товаров;
· Методы определения показателей качества товаров;
· Федеральные законы, подзаконные акты и нормативные документы по проблемам управления качеством, ассортиментом и безопасностью товаров народного потребления;
· Основные понятия и определения в области товароведения однородных групп товаров;
· Групповую классификацию и видовую номенклатуру товаров однородных групп;
· Потребительские свойства и показатели качества основных видов товаров однородных групп и подгрупп; нормативные требования к ним;
· Факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров;
· Принципы и методы ухода за товарами однородных групп, условия их рационального потребления;
Уметь:
· Находить и обобщать информацию о номенклатуре и свойствах однородных групп товаров;
· Выбирать и определять поставщиком однородных групп товаров;
· Определять уровень качества и проводить сравнительный анализ качества товаров одинакового или близкого назначения;
· Анализировать и работать с нормативными документами, определять степень соответствия товаров требованиям стандартов и технических условий;
· Анализировать ассортимент товаров, разрабатывать предложения по его обновлению и оптимизации, формированию ассортиментной политики;
Содержание дисциплины
Методические указания для студентов по изучению теоретического курса дисциплины.
Изучение учебного материала дисциплины следует начинать с основных вопросов, составляющих содержание первого раздела «Теоретические основы товароведения».
Обязательное изучение теоретических основ товароведения является базой для успешного усвоения учебного материала дисциплины в целом.
При изучении учебного материала необходимо использовать не только основной учебник, но и другие рекомендуемые источники. Это позволит полнее, глубже изучить классификацию, ассортимент, факторы формирования потребительских свойств товаров конкретных групп, составить представление в целом о состоянии производства товаров, о ситуации на отечественном и зарубежном рынке товаров.
Изучению учебного материала, относящегося к конкретной товарной группе обязательно должно предшествовать усвоение общих вопросов товароведения – тем I раздела дисциплины. Значение общих вопросов товароведения, как уже отмечалось, является обязательным условием формирования полных, системных знаний отдельных товарных групп, в частности ассортимента, потребительских свойств, качества.
РАЗДЕЛ I. Теоретические основы товароведения.
Тема 1. Предмет, цели и задачи товароведения.
Объекты, предмет, цели, методы и задачи товароведения. Основные категории товароведения. Товароведение как научная дисциплина. Понятие о потребительной и меновой стоимости товара, их взаимосвязь и роль в сфере обращения и рекламы.
Тема 2. Основные товароведные характеристики.
Четыре основных характеристики товара как объекта товароведной деятельности. Взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью. Конкурентоспособность товаров. Факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров. Цена и ценообразование в торговле.
Тема 3. Методы товароведения.
Принципы, правила классификации товаров. Системный подход. Классификация и кодирование товаров. Методы кодирования товаров. Классификаторы и их применение в товароведении.
Тема 4. Ассортимент товаров.
Основные понятия, термины. Виды, свойства и показатели ассортимента. Методы оценки показателей ассортимента. Принципы и методы формирования и управления ассортиментом. Ассортиментная политика.
Тема 5. Качество товаров.
Основные понятия, термины, свойства, показатели качества, их классификация, оценка качества. Уровень качества и конкурентоспособность товаров. Потребительские свойства: номенклатура, показатели, методы их определения. Градация качества. Безопасность и экологичность.
Тема 6. Факторы, обеспечивающие качество и конкурентоспособность товаров.
Факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товаров: сырье, технологии производства, упаковка, маркировка, транспортирование, хранение. Управление качеством. Стимулирующие факторы. Контроль качества.
Тема 7. Информация о товаре.
Виды, формы и средства информации о товаре. Требование товарной информации, значение информации о товаре в коммерческой деятельности. Маркировочно – справочная информация, ее роль в рекламе. Товарные знаки и знаки обслуживания, их функция, значимость, правовая охрана.