Тема 3. Методы товароведения
Методы товароведения — это способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивающие достижение поставленной цели.
В товароведении применяют две группы методов: методы научного познания и методы практической товароведной деятельности.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ исследуют товары (основной объект товароведения), их товароведческие характеристики и изменения, происходящие в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические и аналитические методы.
Эмпирические (экспериментальные) методы основаны на опыте и наблюдениях. С использованием этих методов исследуют химическую, физическую и биологическую сущность товаров. В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук эмпирические методы подразделяются на измерительные и органолептические.
Измерительные методы - это определение значений показателей качества продукции, осуществляемое на основе технических средств измерения, которые могут быть физическими, физико-химическими, химическими, биологическими (хроматографические, спектрофотометрические, рефрактрометрические и пр.). Органолептические методы - это определение значений показателей качества с помощью органов чувств (зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса).
Аналитические методы – это методы научного познания, основанные на разложении целого на составные части. Так, рассмотрение товаров как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной, количественной) базируется на аналитических методах. Одним из аналитических методов, используемых в товароведении является систематизация, которая включает методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Основополагающие методы систематизации: идентификация, обобщение (группировка), классификация и кодирование. Идентификация - метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой. Группировка (обобщение) - метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.
Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления. В товароведении объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства.
Значение классификации состоит в следующем:
-
способствует упорядочиванию терминологии; позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, что создает возможности для систематизированного изучения товаров и автоматизированной обработки информации о товаре;
-
создает возможность изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров, помогает изучить потребительские свойства товаров;
-
позволяет разработать групповые методы измерений и оценки потребительских свойств и качества товаров, что дает возможность применять оптимальные методы упаковки, режимы хранения и транспортирования, соблюдение правил эксплуатации;
-
является базой для совершенствования системы стандартизации и сертификации товаров;
-
облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания;
-
используют при организации товароснабжения, размещении товаров на складах и в торговых залах магазинов;
-
способствует изучению покупательского спроса; используют при составлении рекламных буклетов, каталогов, проспектов.
В товароведении используют следующие виды классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная и внешнеэкономическая.
Торговая – используется в торговле, содействует организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, рациональному размещения их в торговом зале, организации складского хозяйства.
Все товары в торговле делят на две группы: продовольственные и непродовольственные товары. Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи; кондитерские; винно-водочные, безалкогольные напитки; молочно-масляные; мясные и колбасные изделия; рыбные; яичные; пищевые жиры; табачные изделия.
По принципу группировки в торговой сети продовольственные товары делят на:
Бакалейные - продукты, перед употреблением, требующие кулинарной обработки – крупы, мука, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты;
Гастрономические – готовые к употреблению без кулинарной обработки – молочные продукты( сыры, масло, молоко), алкогольные напитки,
Копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.
Непродовольственные товары делят на следующие группы: товары из пластмасс, бытовые химические, стеклянные, керамические, строительные материалы, мебельные, металлические, электротовары и бытовая техника, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, меховые, галантерейные, ювелирные товары и часы, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, бытовая электроника, игрушки, спортивные товары, парфюмерно-косметические, автомобили и запчасти, книги и печатные изделия.
Для рационального формирования ассортимента в розничной торговой сети группируют товары по комплексности спроса покупателей, что позволяет эффективнее организовывать оперативные процессы в торговле. В основу таких группировок может быть положен половозрастной признак (товары для женщин, для детей), особенности образа жизни и проведения досуга (товары для садоводов, магазин «Охотник», «Рыболов»).
Учебную систему классификации используют в процессе обучения товароведению, при написании учебников и методических пособий, составлении рабочих программ. Она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.
В учебных классификациях важнейшим признаком считается назначение, преследующих цель - изучение ассортимента товаров. Она приближена к торговой, но отличие ее заключается в большей последовательности.
Экономико-статистическая система классификации разработана для применения на межотраслевом уровне, является наиболее полной, представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП), который входит в единую систему классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
Стандартная система классификации используется для определения требований, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров, и отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС). Основой данной классификации является деление товаров по отраслевому признаку и назначению. Например, трикотажные товары делятся в соответствии с данной классификацией на верхние, бельевые, чулочно-носочные и перчаточные изделия.
Внешнеэкономическая система классификация. Для создания таможенного тарифа и представления сведений по международной статистике внешней торговли используется классификатор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России» (ТН ВЭД РФ). Товары расположены по принципу «от сырья через полуфабрикаты к готовой продукции».
Международной основой построения ТН ВЭД РФ является Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Международная Конвенция о ГС была открыта к подписанию в Брюсселе 14 июня 1983г.
Таможенные органы РФ классифицируют товары, то есть относят
конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД РФ, согласно статьи 21 ТК РФ.
МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ разбираются при изучении специальных фармацевтических дисциплин, к ним относятся методы оценки качества (которые изучают специальные дисциплины – фармацевтическая химия, фармакогнозия) или в частном разделе товароведения, фармацевтическом товароведении, технологические методы, а выбор их в каждом отдельном случае определяется с учетом специфики товаров.
К технологическим методам фармацевтического товароведения относятся упаковка, маркировка, хранение. Упаковка - технологические операции, обеспечивающие защиту товаров аптечного ассортимента от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнения. Маркировка- технологические операции, включающие нанесение на товар или упаковку клейма, позволяющего идентифицировать материал, из которого изготовлен товар, производителя, дату изготовления, условия транспортировки и пр. Хранение - этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого - обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями в течение заранее обусловленного срока.