Тема 3

Таганрогский технологический техникум питания и торговли
дистанционное обучение

профессия "Продавец"

Дисциплина "Теоретические основы товароведения"

 

  Тема 3. Методы товароведения

 

Методы товароведения — это способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивающие достижение поставленной цели. 

В товароведении применяют две группы методов: методы научного познания и методы практической товароведной деятельности.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ исследуют товары (основной объект товароведения), их товароведческие характеристики и изменения, происходящие в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические и аналитические методы.

Эмпирические (экспериментальные) методы основаны на опыте и наблюдениях. С использованием этих методов исследуют химическую, физическую и биологическую сущность товаров. В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук эмпирические методы подразделяются на измерительные и органолептические.

Измерительные методы - это определение значений показателей качества продукции, осуществляемое на основе технических средств измерения, которые могут быть физическими, физико-химическими, химическими, биологическими (хроматографические, спектрофотометрические, рефрактрометрические и пр.). Органолептические методы - это определение значений показателей качества с помощью органов чувств (зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса).

Аналитические методы – это методы научного познания, основанные на разложении целого на составные части. Так, рассмотрение товаров как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной, количественной) базируется на аналитических методах. Одним из аналитических методов, используемых в товароведении является систематизация, которая включает методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Основополагающие методы систематизации: идентификация, обобщение (группировка), классификация и кодирование. Идентификация - метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой. Группировка (обобщение) - метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.  В товароведении объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства.

Значение классификации состоит в следующем:

  • способствует упорядочиванию терминологии; позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, что создает возможности для систематизированного изучения товаров и автоматизированной обработки информации о товаре;

  • создает возможность изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров, помогает изучить потребительские свойства товаров;

  • позволяет разработать  групповые методы измерений  и оценки потребительских свойств и качества товаров, что дает возможность применять оптимальные методы упаковки, режимы хранения и транспортирования, соблюдение правил эксплуатации;

  • является базой для совершенствования системы стандартизации  и сертификации товаров;

  • облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания;

  • используют при организации товароснабжения, размещении товаров на складах и в торговых залах магазинов;

  • способствует изучению покупательского спроса; используют при составлении рекламных буклетов, каталогов, проспектов.

В товароведении используют следующие виды классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная и внешнеэкономическая.

Торговая – используется в торговле, содействует организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, рациональному размещения их в торговом зале, организации складского хозяйства.

Все товары в торговле делят на две группы: продовольственные и непродовольственные товары. Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи; кондитерские; винно-водочные, безалкогольные напитки; молочно-масляные; мясные и колбасные изделия; рыбные; яичные; пищевые жиры; табачные изделия.

По принципу группировки в торговой сети продовольственные товары делят на:

Бакалейные - продукты, перед употреблением, требующие кулинарной обработки – крупы, мука, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты;

Гастрономические – готовые к употреблению без кулинарной обработки – молочные продукты( сыры, масло, молоко), алкогольные напитки,

Копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.

Непродовольственные товары делят на следующие группы: товары из пластмасс, бытовые химические, стеклянные, керамические, строительные материалы, мебельные, металлические, электротовары и бытовая техника, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, меховые, галантерейные, ювелирные товары и часы, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, бытовая электроника, игрушки, спортивные товары, парфюмерно-косметические, автомобили и запчасти, книги и печатные изделия.

Для рационального формирования ассортимента в розничной торговой сети группируют товары по комплексности спроса покупателей, что позволяет эффективнее организовывать оперативные процессы в торговле. В основу таких группировок может быть положен половозрастной признак (товары для женщин, для детей), особенности образа жизни и проведения досуга (товары для садоводов, магазин «Охотник», «Рыболов»).

Учебную систему классификации используют в процессе обучения товароведению, при написании учебников и методических пособий, составлении рабочих программ. Она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

В учебных классификациях важнейшим признаком считается назначение, преследующих цель - изучение ассортимента товаров. Она приближена к торговой, но отличие ее заключается в большей последовательности.

Экономико-статистическая система классификации разработана для применения на межотраслевом уровне, является наиболее полной, представлена  в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП), который входит в единую систему классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.

Стандартная система классификации используется для определения требований, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров, и отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС). Основой данной классификации является деление товаров по отраслевому признаку и назначению. Например, трикотажные товары делятся в соответствии с данной классификацией на верхние, бельевые, чулочно-носочные и перчаточные изделия.

Внешнеэкономическая система классификация. Для создания таможенного  тарифа и представления сведений по международной статистике внешней торговли используется классификатор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России» (ТН ВЭД РФ). Товары расположены по принципу «от сырья через полуфабрикаты к готовой продукции».

Международной основой построения ТН ВЭД РФ является Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Международная Конвенция о ГС была открыта к подписанию в Брюсселе 14 июня 1983г.

Таможенные органы РФ классифицируют товары, то есть относят

конкретные товары к позициям, указанным в  ТН ВЭД РФ, согласно статьи 21 ТК РФ.

МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ разбираются при изучении специальных фармацевтических дисциплин, к ним относятся методы оценки качества (которые изучают специальные дисциплины – фармацевтическая химия, фармакогнозия) или в частном разделе товароведения, фармацевтическом товароведении, технологические методы, а выбор их в каждом отдельном случае определяется с учетом специфики товаров.

К технологическим методам фармацевтического товароведения относятся упаковка, маркировка, хранение. Упаковка - технологические операции, обеспечивающие защиту товаров аптечного ассортимента от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнения. Маркировка- технологические операции, включающие нанесение на товар или упаковку клейма, позволяющего идентифицировать материал, из которого изготовлен товар, производителя, дату изготовления, условия транспортировки и пр. Хранение - этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого - обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями в течение заранее обусловленного срока.

   

Далее тема 4

Дата последнего обновления страницы 24.04.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»