Тема 1. Характеристика отрасли торговли
1.1 Роль и функции торговли
Торговля родилась в незапамятной древности - она древнее даже земледелия. В Европе археологи сумели найти доказательства существования торговли еще 30000 лет назад, то есть на заре каменного века. Торговля сыграла огромную роль в истории человечества. Именно купцы часто становились инициаторами мореплавания в поисках неведомых земель, где можно было добыть дорогостоящие товары. Стоит вспомнить, что и у Колумба главной целью плаванья были сугубо торговые интересы. Он хотел найти более короткий путь к берегам Индии, чтобы легче и дешевле было вести в Европу экзотические и дорогостоящие пряности. Купцы вписали свое имя не только в историю географических открытий, но и в историю рождения современной промышленности. Именно купцами и на купеческие деньги стали создаваться крупные мануфактуры - предвестницы нынешних заводов и фабрик. Кроме того, поскольку торговля веками была столь важной сферой человеческой деятельности, то именно ее проблемы дали первый толчок развитию экономической теории.
В современном обществе торговля – это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. Задачами торговли являются доведение товаров до населения, полное удовлетворение покупательского спроса населения, формирование прогрессивных потребностей и повышение культуры потребления, осуществление экономических связей между предприятиями и отраслями. Внутренняя торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
Торговля является крупной отраслью народного хозяйства любой страны и играет важную роль в экономической жизни страны
Торговля воздействует на потребителя, на рационализацию быта и потребления. Влияя на производство, торговля содействует увеличению выпуска, расширению ассортимента, улучшению качества товаров; изготовлению изделий с новыми потребительскими свойствами. Она организует продажу и рекламу товаров, способствует внедрению в быт новых предметов потребления, улучшению условий жизни людей.
Функции торговли определены ее сущностью как формы товарного обращения, важнейшими функциями являются:
– реализация – обмен товаров на деньги и денег на товары, смена форм стоимости, связь производства с потреблением;
– доведение предметов потребления до потребителей;
– изучение покупательского спроса с целью воздействия на объемы производства и ассортимент выпускаемых товаров;
– сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологий продаж, расширения информационных услуг;
– маркетинговые исследования.
В развитых странах торговля относится к престижным видам деятельности. Ее полезность и необходимость, высокий статус не вызывают сомнений. В отраслевой структуре национального хозяйства торговля устойчиво занимает одно из первых мест.
1.2. Концепция развития внутренней торговли
Современные тенденции развития розничной торговли опираются на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Концепция исходит из того, что большая доля розничного товарооборота должна приходиться на магазинные формы продажи (сейчас 70% -реализуется на основе внемагазинной форма продажи).
Общие принципы развития розничной торговой сети:
– универсализация продовольственной торговли за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
– развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинах в центрах жилой застройки;
– формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
– организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;
– формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
– выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
– формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;
– восстановление розничной торговли через автоматы.
Инфраструктура розничной торговли должна обеспечить разнообразие форм торгового обслуживания, быть всегда ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.
Разнообразие форм торгового обслуживания может быть обеспечено в условиях функционирования:
– магазинов с традиционной формой обслуживания (через прилавок);
– магазинов самообслуживания;
– магазинов салонной торговли;
– магазинов посылочной торговли;
– магазинов-складов с технологией «кеш энд кэрри»
– «клубных» магазинов;
– магазинов-автоматов.
Особенностью «клубного» магазина является то, что это предприятие самообслуживания, где товары отпускаются только потребителям, являющимся членами клуба магазинов и уплачивающих установленные членские взносы. Организационно-технологическая концепция данных магазинов позволяет им иметь самый низкий уровень цен за счет: минимизации издержек обращения, полного отказа от дополнительных услуг населению, высокой товарооборачиваемости, использования кредитных возможностей покупателей.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их структурно-функциональных параметров обеспечивается развитием:
– независимых розничных торговых предприятий;
– розничных торговых предприятий, принадлежащих товаропроизводителям;
– розничных торговых предприятий, принадлежащих оптовым торговым организациям;
– муниципальных розничных торговых предприятий.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение:
– магазинов местного значения или «удобных магазинов», расположенных в пределах пешеходной доступности и имеющих универсальный ассортимент товаров;
– магазинов общесистемного значения, включающих специализированные, универсальные и комбинированные магазины;
– магазинов в составе торговых центров, представляющих собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единый территориальный комплекс с обширной автостоянкой, с универсальным ассортиментом;
– магазинов (палаток, киосков, павильонов) вдоль магистралей.
Развитие внемагазинных форм продажи предполагает:
– ориентация вещевых рынков на сезонные распродажи, продажу товаров по технологии «секонд хэнд», реализацию изделий кустарного промысла, обеспечение частного импорта товаров.
– развитие посылочной торговли, минимизация затрат на доведение товаров до покупателей.
– расширение таких форм торговли, при которых потребитель знакомится с ассортиментом, выбирает товары и совершает покупки, не выходя из своего жилища, с помощью телевизора, компьютера или иного оборудования.
– распространение сетевого маркетинга, при помощи которого товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях, на транспорте, на улице.
Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
Рыночная экономика предполагает построение четко скоординированной системы контролирующих и надзорных органов исполнительной власти на потребительском рынке
Национальная система обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должна опираться на принципы:
– организация контроля при поставке и выходе продукции с производства;
– организация контроля на дорыночной стадии, когда продукция уже произведена, но еще не поступила в места реализации;
– организация контроля на стадии реализации товаров;
– четкое закрепление конкретных сфер контроля за соответствующими органами государственной власти, обеспечивающее единство прав и ответственности контролирующих органов и определение сферы их взаимодействия.
– стратегической целью такой системы должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции. для этого необходимо решить задачи:
– создать целостную и непротиворечивую нормативно-правовую базу, предотвращающую доступ на рынок некачественной и опасной продукции.
– сформировать эффективную систему контролирующих органов и обеспечить их четкую координацию;
– создать единую информационную систему контролирующих органов
– обеспечить неотвратимость наказания и действенность санкций за поставку некачественной продукции
– обеспечить оказание помощи потребителям в оценке сравнительной безопасности реализуемой продукции, проведение ее идентификации и оценки качества.
На этапе рыночного взаимодействия продавца и потребителя государство должно обеспечить эффективный контроль за оказанием рыночных услуг, инструментом этого должна стать сертификация систем качества оказания торговых услуг.
Основными элементами единой национальной системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должны стать, Госстандарт РФ, Министерство здравоохранения и социального развития (Роспотребнадзор), Минсельхозпрод РФ (Госветнадзор и Госинспекция по качеству сельскохозяйственной продукции). За каждым из этих органов должна быть закреплена определенная товарная номенклатура и сфера контрольной деятельности, ориентированная на конкретный этап продвижения продукции к потребителю.
Должна быть сформирована единая информационная система контролирующих органов для оперативного доведения до органов исполнительной власти информации, для принятия экстренных и эффективных мер по вопросам обеспечения безопасности и качества потребительских товаров.
Далее тема 2