Тема 6. Факторы, обеспечивающие качество и конкурентоспособность товаров
Проблема качества товаров носит стратегический характер была и остается актуальной. От ее решения зависит стабильность экономики.
Согласно определения ГОСТ Р 51303-99 «Качество товара – совокупность потребительских свойств товара. Потребительские свойства товара – свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей».
Качество является объектом управления на различных этапах жизненного цикла товара: предпроектном, производственном, реализации, потребления, утилизации. Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование, сохранение. Следовательно, факторы, обеспечивающие качество товаров можно подразделить на три группы: влияющие на формирование качества, стимулирующие качество, способствующие сохранению качества товаров.
Факторы, влияющие на формирование качества товаров – изучение рынка товаров, разработка требований к товарам, качество исходного сырья и материалов, качество конструирования и проектирования, качество изготовления (переработки), контроль готовой продукции.
К факторам, стимулирующим качество товаров – социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства, особенности управления, ценообразования, материальная заинтересованность работников, санкции за производство некачественной продукции.
Факторы, способствующие сохранению качества товаров – упаковка и маркировка, условия транспортирования, хранения, реализации и использования товаров, техническая помощь в обслуживании покупателей.
Одними из основных методов определения качества товаров являются органолептический и измерительный.
Органолептическим методом определяется качество товаров с помощью органов чувств: зрения, обоняния, осязания и слуха. Таким методом устанавливается вкус, цвет, запах, консистенция и внешний вид любого товара.
Измерительный (лабораторный) метод позволяет с помощью приборов определить физические (линейные размеры, удельная масса, плотность, температура плавления и застывания, вязкость), химические (массовая доля влаги, белков, жиров, углеводов, органических кислот, минеральных веществ, вредных и ядовитых примесей), микробиологические (наличие болезнетворных и портящих товары микробов), физиологические свойства, энергетическую ценность, усвояемость, безвредность продукта.
Для исследования качества берут среднюю пробу – образец партии продукта из разных мест упаковки. Пробу иногда отбирают специальным щупом. Порядок отбора средней пробы указывается в стандартах.
В условиях рыночной экономики на насыщенном товарами рынке, производящими их разными предприятиями и фирмами, необходимо гарантированное подтверждение соответствия товара определенному уровню качества, указанного в стандарте.
Такое подтверждение дается в виде сертификата соответствия.
Сертификат – это документ подтверждения соответствия качества продукции установленным требованиям стандарта, составленный по правилам системы сертификации. Он включает в себя: код, тип продукции, фирму-изготовителя; место изготовления; данные соответствия требованиям безопасности, соответствующих стандартов или нормативных документов; данные и одобрение результатов в испытательной лаборатории, протокол испытаний; данные о действительности сертификата, его регистрации в реестре Общества и регистрационный номер Общества.
Сертификация - это деятельность независимых уполномоченных органов государства по подтверждению качества продукции установленным требованиям стандартов. Правила по проведению сертификации устанавливают общие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации. Эти правила распространяются на все объекты сертификации российского и зарубежного происхождения, а также могут служить основой для организации систем сертификации однородной продукции. При проведении работ в области сертификации Госстандарт РФ рекомендует придерживаться определенных правил. Инспекционный контроль за центральными органами, органами по сертификации и испытательными лабораториями входит в функции Госстандарта и других государственных органов управления. Вся информация о центральных органах по сертификации, аккредитованных органах и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции, аттестованных экспертах содержится в Государственном реестре, который веден Госстандарт РФ.
Порядок проведения сертификации:
1.подача заявки на сертификацию;
2.отбор, идентификация образцов и их испытания;
3.оценка производства;
4.выдача сертификатов соответствия;
5.применение знака соответствия;
6.инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
7.корректирующие мероприятия в случае нарушения.
Одним из важнейших документов для выдачи сертификата является гигиенический сертификат, введенный постановлением Госсанэпиднадзора в 1993году, основная цель которого – предупреждение неблагоприятного влияния товаров на здоровье человека. Согласно «Порядка проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции» утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ 15.08.2001г. №325 гигиенические сертификаты должны быть на:
- пищевые продукты – продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки;
- товары для детей – игры, игрушки, одежда, постельное белье, обувь, учебные пособия, канцелярские товары, мебель, коляски, ранцы;
- материалы, оборудование, вещества, применяемые в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- парфюмерно-косметические товары и средства гигиены полости рта;
- товары бытовой химии и продукция химического и нефтехимического назначения;
- полимерные и синтетические материалы;
- продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения;
- издательская продукция;
- изделия из натурального сырья, подвергающегося в процессе производства обработке (окраске, пропитке и т.д.);
- материалы для изделий, контактирующих с кожей человека;
- строительные материалы и сырье;
- подвижные транспортные средства и продукция транспортного назначения.
Любой продукт, произведенный в России с сертификатом качества, должен иметь Знак соответствия на каждой упаковочной единице – это знак, подтверждающий соответствие маркированной им продукции, установленным требованиям стандарта, согласно сертификации.
|
Знак соответствия имеет утвержденную ГОСТом Р 50460-92 символику ( рис.1), состоящую из двух частей: непосредственно знак в виде графического изображения букв «С», «Р», «Т» и кода органа Госстандарта России, выдавшего сертификат, состоящего из двух букв и цифр. Качество такой продукции находится под постоянным контролем государства в лице Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ, Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, федеральными и территориальными органами по сертификации и стандартизации. |
Рис 1 Знак соответствия |
Технический регламент - это документ, в котором изложен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Технические регламенты носят обязательный характер.
Кроме того, техническим регламентом может называться не любой документ, устанавливающий обязательные требования, а только такой, который принят по специальной процедуре и изложен особым образом.
Технический регламент принимается федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации.
Основной формой является процедура принятия технических регламентов федеральными законами. Нормальным является только порядок принятия технических регламентом федеральным законом, а все другие допустимые случаи их принятия являются особыми.
Содержание технического регламента составляют требования безопасности:
1. безопасность жизни или здоровья граждан;
2. безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
3. охрану окружающей среды;
4. охрану жизни или здоровья животных и растений;
5. предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Технические регламенты делятся па два вида - общие и специальные.
1. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
2. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Следовательно, главным признаком общего технического регламента является то, что он устанавливает минимальные по уровню исполнения требования, которые распространяются на любые виды продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Общие технические регламенты, в силу их распространения в равной степени на все объекты регулирования, называют также «горизонтальными» регламентами. (Этот термин принят также в европейских
документах по техническому регулированию.) Они задают базовые требования для всех объектов технического регулирования.
Специальные технические регламенты принимаются только для конкретных групп и видов продукции или других объектов технического регулирования в случаях, если для этих объектов, в силу их специфики, требуется установить более высокие требования, чем те, что установлены общими техническими регламентами. Кроме того, в специальных технических регламентах могут быть установлены требования к соответствующим объектам, отсутствующие в общих технических регламентах. В силу того, что специальные технические регламенты задают требования к конкретным объектам технического регулирования, которые являются дополнительными к требованиям общих технических регламентов («наращиваются вверх»), их также называют «вертикальными» регламентами.