Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Таганрогский технологический техникум питания и торговли
дистанционное обучение

профессия "Продавец"

Тема 2

 

Тема 2. Основные товароведные характеристики

 

Товароведение – прикладная экономическая дисциплина, изучающая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обуславливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировании и хранении.

К основным категориям товароведения относятся: потребительская стоимость, классификация, ассортимент, качество товаров, информация. Каждая из этих категорий включает множество соподчиненных понятий:

потребительская стоимость товаров  -  индивидуальная потребительная стоимость, единичная общественная потребительная стоимость, совокупная общественная потребительная стоимость, потребности;

     качество товаров – потребительские свойства, показатель качества, факторы качества, требования к качеству, оценка, уровень, контроль качества и методы контроля качества, управление качеством, экспертиза качества, идентификация товаров, конкурентоспособность, сертификация товаров;

ассортимент товаров  - формирование и развитие  ассортимента, управление ассортиментом, ассортиментный перечень, ассортиментный минимум;

информация о товаре – виды информации о товаре, товарный знак, маркировка.

Товароведение  как научная дисциплина возникло и формировалось в процессе развития товарного производства, когда создаются блага, удовлетворяющие потребности людей. Но потребности людей удовлетворяются не только продуктами, созданными на производстве. Любой объект потребления, материальный и нематериальный, способный удовлетворить определенные потребности человека или быть использованным для соответствующих целей производителем – это благо. В рыночной экономике обычные названия благ – товары и услуги.

В экономике принято понимать товар как продукт труда, предназначенный для обмена. Понятие «товар», так же как и понятие «рынок», постоянно расширяется. Сегодня товаром считается все, что способно удовлетворить нужду или потребность и предлагается на рынке с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления, выступая в виде физического объекта, услуги, идеи, места, организации и даже определенной личности в том или ином ее проявлении. Таким образом, можно сказать: «Товар - это все то, что предлагается рынку для приобретения и последующего удовлетворения потребностей покупателя».

Товар – изделие, которое характеризуется тремя основными особенностями:

·         предназначается для удовлетворения определенных потребностей;

·         производится для продажи;

·         приобретается потребителем посредством покупки по свободной рыночной цене

 Он представляет собой единство меновой и потребительской стоимости.

Меновая стоимость – это пропорция обмена, которая определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство. Денежным выражением меновой стоимости является цена.

Потребительная стоимость товара- это полезность товара, т.е. способность удовлетворять определенные человеческие потребности, проявляющаяся при использовании блага, оценка желанности блага, которая превышает цену этого блага в денежном выражении. Например цена свежего хлеба в булочной, где его испекли, и где был куплен изначально заметно ниже, чем в магазине, который находится рядом с нашим домом. У покупателя, спешащего с работы домой есть право выбора : купить хлеб в булочной, расположенной не по пути и при этом сэкономив деньги, либо купить хлеб в магазине, при этом сэкономить время.

Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, но проявляется лишь при потреблении или эксплуатации товара в момент оценки его полезности. Если товар не используется то он будет обладать не реальной, а потенциальной потребительной стоимостью. Реальная потребительная  стоимость  отражает многообразие запросов потребителей, а потенциальная – многообразие возможностей потребителей. Любой товар обладает меновой стоимостью, так как для его производства затрачен общественно необходимый труд, например обувь. Но та же обувь, которая хранится на складе обувной фабрики, и не пользуется спросом, обладает потенциальной потребительной стоимостью.

В зависимости от характера потребления продуктов труда потребительную стоимость подразделяют на индивидуальную и общественную.

Продукты труда, произведенные не для обмена и продажи, а для личного потребления обладают индивидуальной потребительной стоимостью (продукция, выращенная на приусадебном участке для личного пользования).

Общественная потребительная стоимость свойственна продуктам труда, которые созданы не для личного потребления производителя, а для других членов общества.

По уровню удовлетворяемых потребностей различают:

единичная потребительная стоимость- удовлетворение личных потребностей отдельного человека при потреблении единицы изделия;

совокупная общественная потребительная стоимость -  создается для удовлетворения потребностей общества, присуща большому количеству товаров определенного вида и степень удовлетворения потребностей зависит не только от качества товара, но и от его количества.

С изменением общественных потребностей потребительная стоимость товаров может снижаться при неизменных естественных свойствах, т.е. товары морально стареют.

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.

Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).

Сложность оценки потребительной стоимости заключается, во-первых, в отсутствии единицы оценки и, во-вторых, в том, что у каждого человека свой уровень потребностей и соответственно своя оценка потребительной стоимости. Однако примерно оценить ее все же можно, хотя и условно.

На величину стоимости воздействуют ряд факторов, главными из которых являются следующие:

·  Производительность труда, под которой понимают его эффективность, плодотворность. Производительность труда измеряется количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для производства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. (Пример. Если за 8 часов рабочего времени вместо 100 м ткани будет произведено 200 м, то стоимость данных 200 м ткани будет измеряться теми же 8 часами труда, хотя его производительность при этом увеличится вдвое, а стоимость каждого метра ткани соответственно понизится.)

·  Интенсивность труда – затраты труда в единицу времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени. (Пример: Если в прошлом примере рост производства ткани будет связан с повышением интенсивности труда в 2 раза по сравнению со средней, то 8 часов труда фактически будут равны 16 часам труда, а стоимость каждого метра ткани при прочих равных условиях останется прежней.)

·  Сложность труда(например, труд ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба). Труд работника, не требующего специальной подготовки (обучения), называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена (редукция). При определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда.

 

Понятие о цене и ценообразовании

 

Цена товараэто оценка его потребительской стоимости с точки зрения того, кто производит или обменивает товар.

В этом представлении отражены три существенных обстоятельства, с которыми увязывается цена:

·   с потребительской стоимостью товара, т.е. основывается на качественных показателях, а не на количестве затраченного труда;

·   с представлениями и оценками того, кто производит или продает товар;

·   величина цены зависит от близости к конечному потребителю тех, кто предлагает товар, чем больше промежуточных звеньев, тем

выше цена.

Способы установления цены могут основываться: 1) на учете затрат производства товара с добавлением желаемой прибыли; 2) на оценке спроса и предложения; 3) на учете условий рыночной конкуренции.

Наиболее элементарным, понятным и поэтому часто используемым подходом является определение цены товара как суммы затрат его производства и установлено по тем или иным соображениям прибыли. В данном случае не учитываются рыночные факторы, характер спроса и конкурентоспособность товара.

Образование цены изготовителя

 

Структура цены

1. Полная себестоимость 1 тонны, руб. + Прибыль на 1 тонну продукции, руб. = Оптовая цена предприятия, руб.

2. Оптовая цена, руб.  + НДС, руб. + Акциз, руб. = Свободная отпускная цена, руб.

 

С рассмотренным подходом связан метод формирования цены с учетом спроса и предложения.  Зная  спрос на товар  на рынке  и принимая равный этому размеру объем продаж, можно рассчитывать ту цену изделия, при которой производитель не будет иметь потерь. Если удается увеличить цену или объем продаж, предприятие получает прибыль. Возможный объем продаж пропорционально будет зависеть от цены. Товар по слишком низкой цене ассоциируется с невысоким качеством, и его будут приобретать потребители с низким уровнем доходов. При очень высокой цене товар становится недоступным значительному числу потребителей.

Следующий подход к определению цены товара связан с оценкой его потребительной стоимости, при этом анализ затрата на производство служит лишь базой для обеспечения их сопоставления с потребительной стоимостью и достижения положительных производственных результатов. Естественно, для этого необходимо предлагать потребителям товары с высоким качеством и, в частности выше, чем у конкурентов, тогда этим товарам гарантирована высокая оценка покупателей.

Цена на товар может устанавливаться с ориентацией на конкурентов. Производитель, изучая рынок, устанавливает, как меняются цены конкурирующих организаций, и определяет равнозначную или более низкую цену своего товара по отношению к среднерыночной. Основное внимание при этом уделяется всемерному сокращению затрат на производство, чтобы была обеспечена прибыль.

Теории ценообразования тесно связаны с общими экономическими теориями. В условиях рыночной экономики каждая фирма (предприятие) самостоятельно устанавливает цены на свой товар, при этом они ставят следующие задачи:

·   получение максимальной прибыли в ближайший период;

·   обеспечение выживаемости фирмы (предприятия) в ближайшее время;

·   завоевание лидерства на рынке по качеству товаров;

·   лидерство на рынке по объему продаж.

Реализация товаров населению производится по свободным розничным ценам. Свободная отпускная цена на товары устанавливается предприятием-изготовителем самостоятельно по согласованию с потребителем.В основе этой цены лежит себестоимость – это затраты на производство единицы продукции, без которых нельзя произвести ее. Прибыль предприятием определяется самостоятельно, в зависимости от общеэкономических условий и имеет предельные нормативы рентабельности. Уровень рентабельности для производителей – это прибыль, деленная на себестоимость и умноженная на 100. Для  разных отраслей и видов продукции этот норматив дифференцирован. Также применяется налог НДС и акциз (только на подакцизные товары).

Розничные цены, по которым реализуется товар населению, формируются торговыми предприятиями самостоятельно на базе отпускной цены, по которой товар закуплен, и  которая является основным источником формирования доходов в торговле.

Торговая надбавка включает в себя следующие элементы:

·   издержки обращения;

·   прибыль торговли (рентабельность);

·   налоги в соответствии с законодательством, которые входят в состав цены (косвенные налоги – НДС и акциз).

Образование розничной цены 

1)    Свободная отпускная цена, руб. + Издержки и прибыль сбытовой организации, руб. = Оптовая цена реализации в торговле, руб.

2)    Оптовая цена реализации в торговле, руб. + Торговая наценка реализации, руб. = Рыночная цена (оптовая цена реализации в магазине), руб.

 

Величина свободной розничной цены зависит от близости производителя к продавцу. Между количеством промежуточных звеньев производителя и потребителем и ценой существует прямая зависимость. Сколько промежуточных звеньев, столько раз повторится цикл образования свободной розничной цены.

В практике используется множество цен, связанных с различными особенностями процесса и условия купли-продажи.

Различают следующие виды цен:

·   Базисная цена. Используется для определения сорта или качества товара, и служит основой для определения цены фактически поставленного товара, когда свойства последнего отличаются от оговоренного в контракте.

·   Цена купли-продажи. Определяется условиями поставки, обусловленными в контракте, и для краткости в договоре купли-продажи снабжают дополнительным указанием «СИФ», «франко», «ФОБ», «ФОР».

«СИФ» (английское «const, insurance fnd freigt» -стоимость, страховка, фрахт) – продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки, таможенные расходы и страховку, и взять на себя риск гибели или порчи груза.

«Франко»- («Franco»- свободный) – продавец обязуется доставить товар в определенное место за свой счет и риск, причем в цену включаются транспортные, страховые и таможенные расходы.

«ФОБ»- («free on board»- франко-борт) – продавец оплачивает все транспортные, страховые, и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз и несет риск его гибели или повреждения.

«ФОР»- («free on rail»- франко железная дорога) продавец оплачивает за свой счет риск отправить груз на железнодорожную станцию и погрузить товар в железнодорожный вагон, все остальные расходы несет покупатель.

Помимо этих цен, различают:

Мировая ценана сырье она определяется уровнем цен стран экспортеров и импортеров, по готовым товарам – ценами ведущих фирм,

специализирующихся на производстве и реализации определенных товаров.

Номинальная ценапубликуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках.

Оптовая ценаопределяет цену на товар при крупных поставках товаров торговым и промышленным предприятиям.

Розничная ценацена продаж отдельным покупателям очень малых партий (1-3шт), которая основывается на сумме издержек производства и обращения товара плюс прибыль производственных и сбытовых организаций плюс налог с оборота.

Рыночная ценацена, по которой осуществляется купля-продажа на данном рынке.

 

Далее тема 3

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"