Тема 7. Информация о товаре
Доведение до сведения потребителя информации об условиях и режимах правильного хранения, транспортирования, выбора, использования и утилизации товара – основная функция информации о товаре. Она должна быть направлена на более полное раскрытие потребительских свойств товара и подтверждать его безопасность, свидетельствовать о качестве и комплектности. Изготовитель и продавец несут ответственность за полное соответствие товара в заявленной о нем информации.
Информация о товаре должна быть полной, однозначно понимаемой и излагаться на русском языке.
В соответствии со ст.10 Закона «О защите прав потребителей» содержание общей информации обо всех товарах должно содержать:
· обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
· сведения об основных потребительских свойствах товаров, а для продуктов питания – сведения о составе с указанием использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок, о массе и об объеме, о калорийности продуктов питания, содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров, информация о которой должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством РФ;
· цену и условия приобретения товара;
· гарантийный срок, если он установлен;
· правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
· срок службы или срок годности товаров, а также сведения о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков становятся непригодными для потребления и представляют опасность для потребителя;
· местонахождение (юридический адрес), фирменное наименовании продавца (изготовителя) и местонахождение организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
· информацию об обязательном соответствии товара требованиям безопасности, которая представляется в виде маркировки товаров знаком соответствия;
· информацию о правилах продажи товаров.
Маркировка - это любые слова, обозначения, торговые марки, фирменные знаки, иллюстрированный материал или пиктограммы (символы), относящиеся к товару и размещенные на упаковке, документах, уведомлениях, этикетках, кольеретках или кольцевых ярлыках, сопровождающих данный товар.
В зависимости от характера наносимых знаков, символов может содержать текстовую и цифровую части, штрихкоды, пиктограммы, объемно-пространственные изображения.
Пиктограммы – представляют в сжатой и образной форме информацию о товаре, его свойства, способах ухода. С учетом возрастающих объемов международной торговли такая маркировка очень удобна, так как информация о товаре представляется в сжатой образной форме. Все пиктограммы (символы) маркировки делятся на товарные знаки, знаки соответствия, манипуляционные знаки, экологические знаки, знаки безопасности.
Товарный знак – это визитная карточка предприятия, обозначение (словесное, изобразительное, объемное), позволяющее отличить товары одних производителей от однородных товаров других производителей. Регистрируются товарные знаки Агентством по патентам и товарным знакам, где осуществляется проверка их охраноспособности и новизны. На зарегистрированный товарный знак выдается охранный документ – свидетельство, который действует в течение 10 лет, считая от даты поступления заявки в Агентство. Право на использование товарного знака охраняется Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения» от 23.09.99 №3520-1.
Товарный знак несет патентно-правовую, рекламную и коммерческие функции.
Патентно-правовая функция заключается в том, что товарный знак должен быть оригинален и неповторим, его владелец имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им, а также запрещать его применение другими физическими лицами. Никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения владельца.
Рекламная функция заключается в том, что товарный знак должен привлечь внимание потребителя и вызвать у него желание приобрести товар именно этого изготовителя-владельца. Товарный знак должен выделить своего владельца среди других, для этого он должен отличаться своеобразием и выразительностью, он должен легко запоминаться и в нем желательно обозначить связь с товаром.
Коммерческая функция – товарный знак должен способствовать продвижению на рынке товаров конкретного владельца, защищать эти товары от подделок и обеспечивать увеличение прибыли от реализации товаров. Товарный знак определенного изготовителя должен успешно конкурировать с другими товарными знаками, для этого он должен отличаться лаконичностью, притягательностью, легко запоминаться потребителями.
Знаки соответствия – это обозначения, которые наносятся на товар или упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям нормативных или технических документов. Знак соответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, подтверждает ее безопасность. Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные и национальные. Например, «СЄ» (рис.2а) это знак регионального соответствия и служит знаком европейского экономического сообщества.
|
Знаки соответствия:
а) – директиве ЕС;
б) – государственным стандартам России; в) - стандартам Японии;
г) – стандартам Германии;
д) – стандартам Франции. |
Рис.2 Знаки соответствия
|
|
«СЄ» - единственный знак, который может указывать на соответствие различным директивам Европейского сообщества. Он становится фактором конкурентоспособности, его можно увидеть на продукции ряда ведущих изготовителей. Это свидетельствует о высоком качестве продукции и пристальном внимании, уделяемого компаниями вопросам безопасности и экологичности своей продукции. К этому должны стремиться отечественные производители.
Манипуляционные знаки – наносятся на транспортную тару или упаковку. Они дают указания по выполнению погрузочно-разгрузочных работ (рис 3).
|
Манипуляционные знаки:
а) «Осторожно хрупкое»;
б) «Крюками непосредственно не брать»;
в) «Верх не кантовать»;
г) «Боится сырости»;
д) Боится нагрева и радиоактивных источников;
е) «Место строповки»;
ж) «Боится сырости»;
з) «Центр тяжести»;
и) «Не катить»;
к) «Подвод тележки запрещен»;
л) «Штабелирование ограничено;
м) «Зажимы располагать здесь»;
н) «Соблюдение интервала температур» |
Рис. 3 Манипуляционные знаки |
|
Некоторые особенности эксплуатации или потребления товаров также могут маркироваться с помощью соответствующих знаков. Эта маркировка указывает на способы обращения с товаром и упаковкой, ухода за товаром, его хранения и использования, и помещается на товарном ярлыке или контрольной ленте (рис. 4).
|
Символы по уходу за изделиями:
I
а – стирка, включая замачивание, полоскание, нагревание, механическое воздействие;
б – кипячение и машинная стирка без особой осторожности; в – машинная стирка при температуре не более 95?С при умеренном режиме работы машины; г – только ручная стирка при температуре не более 40?С; д – изделие не должно подвергаться стирке. II
а – отбеливание;
б – отбеливание средствами, выделяющими хлор;
в - нельзя отбеливать средствами, выделяющими хлор. III
а - глажение;
б – глажение при температуре нижней плиты утюга не более 200?С; в - глажение при температуре нижней плиты утюга не более 150?С; г - глажение при температуре нижней плиты утюга не более 110?С; д – изделие не должно подвергаться глажению. IY
а – изделие не должно подвергаться химической чистке;
б - химическая чистка с применением всех общепринятых органических растворителей; в – химическая чистка с применением бензина, тетрахлорэтилена, трифтортрихлорэтилена, монофтортрихлорэтилена;
г – химическая чистка только с применением бензина и трифтортрихлорэтилена.
Y
а - сушка после стирки в машине или другим подходящим способом;
б – сушка в барабанной сушилке, когда не требуется особой осторожности;
в – сушка в подвешенном состоянии;
г - сушка на плоской поверхности в разложенном виде. |
Рис. 4 Символы по уходу за изделиями |
|
Предупредительные знаки наносят на ярлыки, упаковку или транспортную тару тех товаров, которые способны причинить вред человеку. Они уведомляют потребителя об опасности при эксплуатации (потреблении), транспортировании и хранении товара. Опасные вещества должны маркироваться надписью «Осторожно!», «Опасно!», «Осторожно! Содержит кадмий. При использовании образуются опасные пары. Использовать с
соблюдением требований безопасности!». В стандартах по безопасности предлагается предупреждать потребителя об имеющейся или потенциальной опасности, определить ее существенность, возможные травмы и другие последствия путем установления панелей с сигналами опасности: опасность – белым или красным цветом, внимание – черным или оранжевым, осторожно – черным или желтым.
Экологические знаки наносятся на те товары, которые могут нанести вред окружающей среде при производстве, использовании, утилизации и захоронении товара.
Штриховой код – важный элемент маркировки. Информация, заложенная в нем, предназначена в первую очередь для продавца, а затем для потребителя. Штриховой код обязателен при проведении внешнеторговых операций, сертификации импортных товаров. Его отсутствие является причиной снижения конкурентоспособности товара операций, сертификации импортных товаров.
Существует несколько видов стандартов товарной нумерации EAN-13, EAN-8, DUN-14, UPC, которые служат для кодирования товаров. Присвоение кодов товарам, их нанесение и использование регулируется международными неправительственными организациями: Советом по применению унифицированных кодов (UCC) в США и Канаде, Международной Ассоциацией товарной нумерации EAN и ее представителями в 79 странах мира. Стандарты кодов EAN и UPC служат для однозначной идентификации товаров. Их не используют для классификации товаров, но отдельные цифры в номере несут информацию о товаре, его качестве, времени производства, серийном номере. Номер товара является уникальным и неповторяющимся. Изделия с различными потребительскими свойствами обязательно имеют различные коды.
Для маркировки большинства потребительских товаров используют номера стандартов EAN-13, состоящую из 13 знаков (13 цифр под штрихами и пробелами) и имеющего следующую структуру (рис. 5):
|
рис. 5 Штриховой код стандартов EAN-13 и EAN-8 |
первые два знака – код страны, обозначающий членом какой национальной организации товарной нумерации является изготовитель;
следующие пять (четыре) – номер, присваиваемый изготовителю или иной организации реализующей товар. Данные об этих номерах содержатся в базах данных национальных организаций товарной нумерации. В России код предприятия можно найти по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
далее пять знаков – код товара, присваиваемый предприятием, с учетом его потребительских свойств, упаковки, массы. Предприятие по своему усмотрению использует номера товара для внутренней классификации продукции и несет ответственность за присвоение этих номеров.
13-й знак (последний) – контрольное число. Рассчитывается для проверки правильности присвоения номера и считывания символа. Контрольное число кода стандарта EAN-13 рассчитывается следующим образом:
1) складываются цифры, стоящие на четных местах;
2) полученную сумму умножают на 3;
3) складывают цифры, стоящие на нечетных местах, кроме контрольного числа;
4) складывают результаты, полученные в пп.2 и 3;
5) в полученном результате не учитывают все цифры кроме последней;
6) из 10 вычитают результат, полученный в п. 5.
Пример. Проверка правильности контрольного числа в №4676221357467:
1) 6+6+2+3+7+6=30
2) 30*3=90
3) 4+7+2+1+5+4=23
4) 90+23=113
5) 113
6) 10-3=7
Короткий номер стандарта EAN-8 предназначен для нумерации малогабаритных товаров, на которых трудно, либо не возможно разместить стандартный номер EAN-13. использование короткой версии кода ограничено, оно признается целесообразным, если стандартный символ занимает более ? печатной поверхности упаковки (губная помада, жевательная резинка, и т.д.). короткие номера используют на товарах, предназначенных для реализации через розничную торговую сеть.
EAN-8 имеет следующую структуру:
первые два (три) знака – код страны;
следующие пять (четыре) знаков – номер товара, присваиваемый непосредственно национальной организацией товарной нумерации, он не соотносится со стандартными номерами EAN-13, используемыми данными предприятиями;
восьмой знак – контрольное число.
Транспортные упаковки маркируются 14-знаковым номером DUN-14. эти знаки не предназначены для считывания оборудованием, имеющимся в магазинах, и не наносятся на товары, предназначенные для продажи потребителю.
Расположение штрихового кода на изделии должно обеспечивать возможность его беспрепятственного считывания. На одном изделии должен быть виден символ, представляющий только один номер. Допускается в отдельных случаях наличие на упаковке нескольких отпечатков одного символа.
Штриховой символ должен располагаться на гладкой поверхности без складок, морщин и других помех. Расстояние между символом и сканирующим устройством не должно превышать 12 мм. По возможности символ рекомендуется располагать на задней стенке упаковки, ближе к основанию символы, включая светлое поле и визуально читаемые знаки, должны по возможности отстоять от перегибов, кромок, швов не менее 5 мм.
На этикетках символ должен располагаться ближе к левому краю. На изделиях с кривыми поверхностями (в том числе, банках, бутылках) он предпочтительно должен быть ориентирован таким образом, чтобы штрихи были параллельны основанию.